Очистные сооружения как точка роста: почему промышленникам и городам пора действовать сообща Эксперты отрасли об актуальных проблемах водоочистки, уникальных кейсах и перспективах государственно-частного партнерства.

 

Строительство и модернизация промышленных предприятий в России немыслимы без решения вопроса очистки сточных вод. Ужесточение экологического законодательства, в частности Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», обязывает предприятия доводить стоки до строгих нормативов. О том, как бизнесу эффективно выполнить эти требования, какие технологии существуют и почему без синергии с городами не обойтись, рассказывают эксперты: Анна Федосеева, директор по развитию ГК «Росводоканал», и Виктор Венецианов, управляющий партнер компании SEVERIN DEVELOPMENT.
Технологии и кейсы
С точки зрения технологий промышленная водоочистка сегодня достаточно стандартизирована. Все загрязняющие вещества можно классифицировать по группам. Взвешенные частицы удаляются механическими методами – фильтрацией или отстаиванием. Более сложные случаи связаны с растворенными химическими элементами, но и для них давно разработаны эффективные методы нейтрализации и осаждения.
Наиболее «интересными» можно считать стоки у предприятий пищевой промышленности (по составу сбросов) и на атомных электростанциях. У последних используется рециклинг – замкнутый цикл использования воды из-за сложности нейтрализации радиоактивных элементов.
Однако сегодня очистные сооружения становятся площадкой и для инноваций. Способствует этому и общий курс на устойчивое развитие и новое поколение управленцев, с более ответственным подходом к использованию ресурсов.
Например, появляются проекты, где сточные воды рассматриваются не как отход, а как ресурс.
«Сотрудники SEVERIN DEVELOPMENT участвует в пилотном проекте в Тамбовской области по добыче горючей субстанции из сточных вод мусорного полигона, а также в очистке «мусорного субстракта» предприятия, которое работает по принципу энергоутилизации отходов: твердые коммунальные отходы используются в качестве топлива для выработки электроэнергии, что делает объект функционально схожим с тепловой электростанцией», – рассказывает Виктор Венецианов, управляющий партнер компании SEVERIN DEVELOPMENT.
Цель проекта – найти решение по извлечению биотоплива из субстракта твердых коммунальных отходов. Это должно позволить снизить экологический эффект, производимый мусорными полигонами, с паралельным получением дополнительной энергии.
Группа компаний «Росводоканал» разработала и запатентовала технологию сжигания илового осадка – одной из наиболее острых проблем для городов. Она позволяет значительно сократить объёмы отходов и вернуть занятые ими территории в городскую среду.
«Очистка и утилизация илового осадка сегодня – одно из актуальных направлений экологических решений. Иловые поля сдерживают развитие городов и снижают качество жизни, – поясняет Анна Федосеева, директор по развитию «Росводоканал», – Наши установки позволяют рекультивировать земли и возвращать их под жилую или промышленную застройку. Подобные проекты уже реализованы в Омске, строятся в Липецке и обсуждаются в Тюмени».
Разрыв между промышленностью и городом
В вопросе очистки промышленных вод у каждого предприятия есть два основных пути: либо очищать свои стоки до состояния так называемого «рыбхоза» — технической воды, которую ещё нельзя пить, но можно сбрасывать в водные объекты, минуя городские стоки. Либо убирать на предприятии тяжёлые специфические загрязнители, очищая воду до допустимой для городской канализации нормы и подключаться к ней для дальнейшей доочистки воды.
И здесь возникает основная системная проблема: отсутствие полноценной и продуктивной кооперации между промышленными предприятиями и коммунальными ресурсоснабжающими организациями.
Федеральная программа модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года с предположительным бюджетом в 4,5 трлн рублей (федеральный бюджет около 1,5 трлн руб, остальное должны найти регионы и инвесторы) сосредоточена только на городских сетях и не предусматривает проектов с включением промышленных предприятий. А синергия с ними по мнению экспертов очень важна.
«Сейчас идёт масштабное перепроектирование систем водоснабжения и водоотведения, – отмечает Анна Федосеева. – При этом очень важно учитывать будущие промышленные сбросы. К сожалению, во многих городах расчёты по-прежнему ведутся по устаревшим нормативам. Это может привести приводит к неэффективному расходованию средств и к решениям, которые не отвечают реальным потребностям предприятий».
Еще одним негативным следствием отсутствия диалога может стать затягиванию сроков ввода очистных сооружений из-за несогласованности технологий. «Иногда выход на производственные показатели очистных сооружений бывает дольше, чем выход самого производства, потому что на предприятии может быть заложена современная технология, но до конца не опробована на конкретном городском стоке, на котором стоит определенный детектор на сбросе», – отмечает представитель Росводоканала.
Курс на синергию и государственно-частное партнерство
Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в комплексном подходе создании единой федеральной программы и развитии государственно-частного партнёрства.
«Часто очистные сооружения крупных градообразующих предприятий обслуживают и прилегающий населённый пункт, – отмечает Виктор Венецианов. – Поэтому необходима федеральная программа, которая обеспечивала бы соответствие сбрасываемых стоков нормативным требованиям вне зависимости от того, чьи это сооружения – промышленные или муниципальные. Если изначально формировать очистное с учётом предприятия и городской системы, то и сам сток получится чище, и его проще перерабатывать».
Синергия промышленных и городских систем водоочистки может стать новым направлением развития отрасли.
По мнению Анны Федосеевой, это один из достаточно перспективных подходов будущего: комплексное решение, которое позволит подготовить производство еще на этапе проекта в подключение к перспективным городским сетям. При этом «в зависимости от того, является предприятие градообразующим или нет, можно предусмотреть интеграцию одного стока в другой: создать городские стоки с учетом мощностей предприятия или заводские с учетом потребностей города. Это будет эффект для всех: и дополнительные средства для бюджета, и более низкая плата за подключение для предприятия», – добавляет Федосеева.
Исторически такая модель работала в моногородах, где очистные завода обслуживали и населенный пункт. Сегодня этот опыт нужно перенимать и масштабировать. Особенно он подойдет для территорий опережающего развития и особых экономических зон.
«В нашей практике уже был положительный опыт взаимодействия с коммунальными службами при согласовании параметров очистных сооружений и принимаемых стоков. В частности, SEVERIN DEVELOPMENT выступала техническим заказчиком при реализации ряда проектов в особых экономических зонах. Мы взаимодействовали с ресурсоснабжающими предприятиями по разработке оптимальных решений для инженерной инфраструктуры очистных сооружений. В нашу задачу входило создание инженерных сетей и объектов, обеспечивающих прием, транспортировку и переработку сточных вод от предприятий-резедентов с учетом перспективного развития территории. Мы оценивали заложенные мощности, при необходимости пересматривали параметры, предлагали решения по оптимизации и этапности ввода, чтобы проект был устойчивым в эксплуатации», – рассказывает Виктор Венецианов.
Эксперты сходятся во мнении: создание механизмов государственно-частного партнерства и единых программ модернизации может стать драйвером экологических инвестиций.
Заключение
Рынок промышленной водоочистки в России постепенно становится прозрачнее. Рост числа производств и усиление контроля выявляют системные проблемы, решение которых невозможно без взаимодействия государства, бизнеса и коммунальных операторов.
Потенциал этого сотрудничества, по оценке экспертов, остаётся значительным и во многом недооцененным. Очистные сооружения превращаются в точку роста, определяющую качество городской среды и устойчивость промышленного развития.