Бесплатная нефть: виноват ли коронавирус в том, что цены упали ниже нуля, и что теперь будет

Минус 40 долларов за баррель. Такой цены на нефть (если это можно назвать ценой) мир еще не видел. Стоит ли беспокоиться тем, кто продает нефть, и радоваться тем, кто её покупает — заправляет машину, асфальтирует дорогу или топит дом?

 
 
ЦБ: $ 74.6657   +0.72 € 81.1019   +0.99ММВБ: $ 76.9650   +1.42 € 83.4375   +1.45
Источник: BBC News Русская служба

Не стоит. Отрицательная цена в Америке — лишь сбой в матрице, технический провал, финансовая авантюра, имеющие мало отношения к реальному миру. Никому пока не будут доплачивать за полный бак на заправке.

Обычная нефть — черная, вязкая, пахучая жидкость — по-прежнему в цене, пусть цена эта в исторической перспективе и выглядит смехотворной. Два главных мировых сорта нефти, к которым привязана цена большинства других, торгуются на том же уровне, что и пару дней назад. В Америке техасская нефть WTI с поставкой в июне стоит 22 доллара, а за баррель европейского сорта Brent дают $26.

А того, что стоило минус 40 долларов за баррель, уже нет. Минусовая цена относилась к фьючерсу — финансовому инструменту, обеспеченному нефтью, то есть к договору на поставки сырья в определенный срок.

Что случилось

Фьючерс был майский, он истек во вторник, 21 апреля. А поскольку нефть сейчас никому не нужна (о чем ниже), за день до истечения контракта инвесторы попытались избавиться от него любой ценой.

Источник: BBC News Русская служба

Чтобы не получить нефть на руки, они готовы были заплатить тем, кого контракт обязывал эту нефть поставить. В противном случае они должны были бы забрать нефть в Техасе и складировать ее в ближайшем хранилище в Кушинге. Как назло, оно оказалось заполненным под завязку.

 

Про это когда-нибудь снимут фильм вроде The Big Short («Игра на понижение» в российском прокате) с Кристианом Бэйлом. Герой той ленты задолго до мирового финансового кризиса поставил на крах рынка необеспеченных ипотечных кредитов. Звучит скучно, но в конце фильма он выводит маркером на доске цифру: +489% прибыли.

На этот раз кто-то поставил на то, что кто-то поставит против того, что нефть может стоить меньше 10 долларов за баррель.

Эти «кто-то» не дали покупателям майского контракта за условные 25 долларов за баррель перейти на июньский контракт за 22 доллара и заплатить штраф в три доллара за баррель. Они настаивали на том, что продавать контракт не будут, но готовы поставить нефть — реальные баррели, товар лицом.

На это никто не подписывался, люди покупали финансовый контракт, а не цистерны с вязкой жидкостью. В итоге владельцы майских фьючерсов согласились доплатить за то, чтобы избавиться от них, поскольку за вывоз и складирование нефти им пришлось бы заплатить намного больше.

Нефти слишком много

В любой другой ситуации владельцы истекших во вторник майских контрактов смогли бы получить физическую нефть, переработать ее в нефтепродукты и продать. Но это почти невозможно в условиях решительного падения спроса со стороны измученной коронавирусом экономики.

Танкеры теперь используют не для перевозки, а для хранения нефти — в ожидании роста цен | Источник: BBC News Русская служба

«Черный понедельник» на американском нефтяном рынке случился в момент, когда мировой спрос на нефть обрушился вслед за экономической активностью в мире. Примерно на 30%.

Ответом на это стало неуклюжее сокращение поставок со стороны России и стран ОПЕК примерно на 10% мирового предложения сырья.

Сокращение это последует только в мае. Но даже тогда окажется, что примерно 20% нефти на рынке — лишние. Чтобы избежать затоваривания, нефть нужно складировать. Но с этим проблемы.

Нефтехранилища на планете заполнены примерно на три четверти. А свободная четверть — около 1 млрд баррелей — примерно в 10 раз превышает мировой спрос на нефть, который до кризиса составлял около 100 млн баррелей в сутки.

Из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть, как ожидается, упадет на 30%. То есть трейдерам, нефтеперерабатывающим заводам и госрезервам придется куда-то складировать 30 млн баррелей в день. Резервуаров им хватит на месяц, максимум на полтора.

И спрос на эти хранилища феноменальный. Цены будущих поставок на рынке сейчас выше текущих, поэтому трейдеры придерживают нефть в расчете на ее подорожание в будущем. Хранилища быстро заполняются: не только на суше, но и на море.

Нефтехранилища на ключевых рынках вроде Сингапура и США подорожали вдвое. И если на суше хранится примерно три миллиарда баррелей нефти, из-за падения цен трейдеры стали складировать нефть и на море — в танкерах, которые обычно используются для ее перевозки.

Буквально за пару недель объем нефти в никуда не идущих танкерах удвоился до 160 млн баррелей, подсчитало агентство Рейтер.

Больше полусотни супертанкеров каждый грузоподъемностью до 2 млн баррелей стоят на якоре. В мире их всего 770, и каждый третий в итоге может остаться на рейде загруженным под завязку до лучших времен, полагают трейдеры.

Супертанкер в китайском порту | Источник: BBC News Русская служба

Такого мир не знал со времен обвала экономики в финансовый кризис 2009 года. Но даже тогда в море болталось всего 100 млн неприкаянных баррелей нефти.

Придется ли России доплачивать покупателям ее нефти?

Как все это скажется на России — одном из трех ведущих поставщиков нефти на мировой рынок наряду с Саудовской Аравией и США?

Цены российской Urals привязаны к североморской Brent, а не к техасской WTI. Никаких отрицательных значений на этом рынке до сих пор не наблюдалось.

Но и текущие цены далеки от совершенства.

По данным Рейтер, партии Urals с поставкой в начале мая продаются с дисконтом в 3 доллара к так называемому датированному Brent — спотовым ценам на конкретную дату, о которых рынок узнает, только если трейдеры поделятся этой информацией с агентствами.

На текущий момент цена российской нефти примерно вдвое ниже той, что заложена в бюджет — 42,4 доллара за баррель. Согласно бюджетному правилу, когда цена поднимается выше — валюта накапливается в стабфонде на черный день. Если меньше — стабфонд тратят на текущие расходы.

Дальнейшую динамику этой цены определит баланс спроса и предложения, а не сиюминутная ситуация на одном из рынков фьючерсных контрактов, как это случилось в «черный понедельник». А баланс этот определится только тогда, когда мир выйдет из коронакризиса.

Алексей Калмыков

Производители продуктов просят правительство о моратории на скидки в магазинах

Несколько ассоциаций, в которые входят сельскохозяйственные предприятия и производители продуктов и напитков, написали коллективное письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой о дополнительной поддержке. «Ведомости» ознакомились с копией обращения, ее подлинность и отправку подтвердили представители Союзмолока, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Национального союза птицеводов, Союзроссахара. Пресс-служба правительства отказалась комментировать служебную переписку.

Часть предложений касается взаимоотношений с торговыми сетями. Одно из предложений — ввести мораторий на промоакции, продажу товаров со скидками. Повсеместные промоакции служат для привлечения покупателей, но снижают доходность производителей, объясняет гендиректор Союзмолока Артем Белов. Сейчас, когда расходы производителей растут, необходимо свести частоту акций к минимуму, считает он.

К сожалению, доля продаж по промо растет, но в этом есть необходимость, признает президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков: акции необходимы при выводе на рынок новых товаров, для стимулирования спроса из-за низкой покупательной способности и т. д. С этим необходимо бороться, но рыночными способами, иначе пострадают все участники рынка, считает он. Исследовательская компания Nielsen последние несколько лет фиксировала рост доли акционных продаж товаров повседневного спроса. В 2019 г. она выросла еще на 3 процентных пункта до 56% в натуральном выражении в сравнении с 2018 г.

Запретить штрафы

Также авторы письма просят Мишустина обязать торговые сети закрепить в договорах поставки мораторий на применение штрафов и неустоек за недопоставку и несвоевременную поставку продуктов питания. Беляков удивлен таким предложением: крупнейшие российские ритейлеры, входящие в АКОРТ, еще 20 марта решили временно не применять штрафные санкции за недопоставку товаров. «Магнит» не применяет штрафы при наличии объективных причин недопоставок или срыва сроков, говорит его представитель. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») действует мораторий на штрафы для поставщиков социально значимой продукции, сказал представитель компании.

Беляков напомнил, что крупнейшие ритейлеры также обнулили торговую наценку на некоторые социально значимые товары. В частности, об этом сообщали X5 Retail Group, «Магнит», Metro.

Странно, что производители предлагают обязательные меры, когда сети необходимые меры уже предложили добровольно, недоумевает Беляков.

Больше господдержки

Кроме того, отраслевые объединения предлагают увеличить размер господдержки на краткосрочное льготное кредитование аграриев. В 2020 г. на эти цели запланировано 19,6 млрд руб., или 7% от всей госпрограммы на 2020 г., равной 283,6 млрд руб., рассказывала ранее замминистра сельского хозяйства Елена Фастова.

Эти средства аграрии обычно берут на покупку кормов, ветпрепаратов, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, перечисляет Белов. Максимальная ставка льготных кредитов сейчас 5%, а ранее удавалось получать кредиты под 2−3%, но банки уже повышают ставки, сетует он: бизнесу не хватает оборотных средств, таких кредитов может понадобиться больше. Поэтому авторы письма просят рассмотреть возможность снижения максимальной ставки до 2% и увеличения лимита на одного заемщика.

Средний размер процентной ставки Сбербанка по таким кредитам — 3−4%, говорит его представитель. Снижение ставки до 2% не позволит банку покрывать риски, поэтому для такой ставки необходимо пересматривать программу льготного кредитования Минсельхоза, считает он.

Средняя ставка Россельхозбанка по программе льготного кредитования — 2,97%, рассказал представитель банка. Он считает, что это хорошая ставка, которая позволяет сектору развиваться. Снижение максимальной ставки до 2% даст дополнительный импульс отрасли, но должна быть тогда и компенсация банку, указывает он.

По его словам, поддержка аграриев должна заключаться прежде всего в том, чтобы субсидирование ставки сохранялось для заемщиков при пролонгации льготных кредитов.

Просьба не маркировать

Также производители продуктов просят отказаться от дополнительных требований к бизнесу. В частности, не распространять систему цифровой маркировки на производителей молочной продукции и производителей бутилированной воды.

Маркировка молочной продукции станет обязательной с 2021 г., по маркировке воды эксперимент идет с 1 апреля 2020 г. по 1 марта 2021 г. Эксперимент необходимо приостановить, пока ситуация с коронавирусом не нормализуется, считает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. Ситуация и без того сложная, а маркировка приведет к дополнительным затратам для бизнеса, говорит он. Представитель оператора маркировки — Центра развития перспективных технологий считает, что сроки позволяют успешно завершить пилотный проект по обоим видам продукции.

Представители Минпромторга и Минсельхоза на вопросы не ответили.

В ЮАР на безлюдные улицы вышли пингвины (видео)

Пока люди остаются в своих домах на самоизоляции, а автомобили пылятся в гаражах, безлюдными улицами в Южной Африке гуляют беззаботные пингвины.

Очевидцы поделились в Сети видео, снятым в одном из городов ЮАР, на котором храбрые птицы маршируют по проезжей части и тротуарам.

Ранее пустующей дорогой в Южной Африке воспользовался львиный прайд. Животные поняли, что автомобили их больше не потревожат, и уснули прямо на асфальте.

Анна Лысенко

Китай останется основным потребителем говядины в мире

В 2019 году Китай увеличил потребление говядины на 11% до 8,33 млн тонн, при этом потребление на душу населения подскочило с 4,88 кг в 2016 году до 5,95 кг в 2019 году. Статистические данные показывают, что производство говядины в КНР увеличилось на 4% в прошлом году, достигнув общего объема 6,67 млн тонн, оставляя место для импорта говядины в объеме 1,66 млн тонн. Это означает увеличение импорта говядины на 60% по сравнению с 2018 годом, и ожидается, что в этом году эта тенденция сохранится, поскольку на китайском рынке появилась нехватка свинины из-за кризиса АЧС, что подталкивает потребителей к поиску альтернативных источников белка. В 2020 году аналитики ожидают, что общий объем импорта говядины составит 2,2 миллиона тонн, чтобы покрыть спрос на китайском рынке. Даже при значительном воздействии на рынок, вызванном блокировкой поставок из-за вспышки коронавируса, Китай импортировал 300 000 тонн говядины в январе и феврале, согласно данным, представленным в Китае. Ситуация также признана Meat and Livestock Australia (MLA), которая выпустила отчет о потребностях китайского рынка в говядине в период кризиса и после него. Во время кризиса Covid-19 79% китайских потребителей увеличили количество домашнего потребления, в то время как только 4% сообщили о снижении количества блюд домашнего приготовления. 32% состоятельных китайских потребителей сообщили об увеличении потребления говядины, и только 5% сократили ее потребление. К слову, доля Австралии на китайском рынке импортной говядины может значительно снизиться в этом году, так как ожидается, что национальные запасы крупного рогатого скота сократятся. Это может оставить место для других экспортеров говядины на китайском рынке. В течение первых двух месяцев этого года общий объем импорта говядины в Китай из второстепенных источников составил 11 457 тонн, что на 82% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Источник: meatinfo.ru

 
 

Компания Galileosky автоматизировала контроль производственного транспорта Группы «Черкизово»

Группа «Черкизово», являющаяся лидером мясной индустрии в России, полностью модернизировала систему мониторинга производственного транспорта. Аппаратная часть системы была реализована на базе телематического оборудования Galileosky. Данный масштабный проект был выполнен интегратором «Авантерн Телематика».
 
Группа «Черкизово» уже много лет использует навигационное оборудование для решения внутренних логистических задач и улучшения сервиса. В связи с тем, что за последнее время рынок мониторинговых услуг шагнул далеко вперед, предыдущее решение по контролю транспорта перестало быть актуальным и не соответствовало эксплуатационным требованиям.
 
«Одной из проблем, с которой мы столкнулись – это наличие в устаревшей системе мониторинга закрытого протокола передачи данных. Поддержка работы системы мониторинга зависела исключительно от одной кампании без какой-либо возможности смены подрядчика. Такая ненормальная ситуация не вписывалась в корпоративные стандарты Группы «Черкизово». Нам требовалась гибкая и современная система мониторинга, позволяющая на принципиально новом уровне автоматизировать контроль транспорта по всем направлениям деятельности группы и провести глубокую интеграцию со всеми внутренними и внешними информационными системами», – рассказал Григорий Зарук, менеджер по мониторингу и автоматизации Группы «Черкизово»
 
В 2019 году навигационным оборудованием Galileosky было оснащено более 1300 единиц транспорта. География установок была от Ленинградской области до Алтайского края. В настоящее время весь производственный транспорт, вовлеченный во все технологические процессы от перевозки яиц внутри фабрик до доставки готовой продукции конечным клиентам осуществляется под контролем системы мониторинга транспорта. Полностью исключены риски распространения биологических угроз по цепочке поставок, осуществляется слежение за гуманностью перевозки животных, проводится глубокий анализ потребления топлива, отслеживаются маршруты перемещения и остановки транспортных средств. Оперативная доставка охлажденных продуктов широкому кругу потребителей во всех регионах присутствия Группы «Черкизово» гарантируется онлайн мониторингом температуры внутри рефрижераторов. 
 
«Одним из преимуществ оборудования Galileosky является высокая надежность и заложенные в оборудование инновационные телематические технологии, позволяющие реализовывать все задачи клиентов в соответствии с требованиями постоянно меняющегося навигационного рынка. Продукция Galileosky всегда будет наилучшим образом функционировать с самыми современными системами мониторинга. Группа «Черкизово» — прогрессивная и технологичная компания, поэтому возможность подключения нового телематического функционала была для них чрезвычайно важна. В группе  уже понимают, какие новые функции будут нужны от мониторинговых блоков Galileosky и работают над их внедрением», — рассказал Максим Ревякин, руководитель отдела продаж Galileosky.
 
Группа «Черкизово» непрерывно продолжает внедрять инновационные решения на всех этапах производства. В ближайшее время запланировано очередное повышение автоматизации контроля безопасности перевозок посредством он-лайн информирования водителей о возникающих нарушениях во время эксплуатации транспорта. Также, эти уведомления регистрируются в едином диспетчерском центре Группы «Черкизово».
  
Galileosky – один из ведущих российских разработчиков оборудования для мониторинга транспорта, присутствующий на рынке  с 2008 года. Компания поставляет продукцию в 45 стран мира. Среди клиентов: «Магнит», «Роснефть», «Мираторг», «Макдоналдс», «Газпром», «Россети», «РЖД», Альфа-Банк, «Татнефть», «Полиметалл», Shell.
 
Группа «Черкизово» — один из крупнейших российских производителей мясной продукции и мясных полуфабрикатов.
В состав группы входят 8 птицеводческих и 15 современных свинокомплексов, 6 мясоперерабатывающих заводов, а также 3 земельных кластера и 6 комбикормовых заводов.